Б1. «С одной стороны, человек есть существо с безусловным значением,
с безусловными правами и требованиями, и тот же человек есть только
ограниченное и преходящее явление, факт среди множества других фактов,
со всех сторон ими ограниченный и от них зависящий, – и не только
отдельный человек, но и все человечество» (В. Соловьев). Не является ли
такое понимание человека внутренне противоречивым?
Б2. В каком из высказываний находит своё отражение субъектный и
объектный подход к социальному познанию:
1. Не надо быть Цезарем, чтобы понимать Цезаря - как принято
говорить. В противном случае заниматься историей вообще не имело бы
никакого смысла. (М. Вебер)
2. Прежде всего, следует избегать того, чтобы снова противопоставлять
«общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное
существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного…является проявлением
и утверждением общественной жизни. (К. Маркс)
Б3. Верно ли, что философия изучает абстрактное, а другие науки
конкретное?
Б4. Выясните, почему философию часто называют метафизикой?
Справедливо ли это для всего комплекса философского знания?*
Б5. О какой науке идёт речь в приведённом ниже отрывке? Вставьте
пропущенное слово, обозначающее эту науку.
Рождение _________принято связывать с именем Норберта Винера. Она
рассматривает управляемые системы не в статистическом состоянии, а в их
движении и развитии. Рассмотрение систем в движении коренным образом
меняет подход к их изучению. _______рассматривает не изолированные
системы, а системы, взаимодействующие друг с другом.
Б6. Определите, какие из приведенных ниже событий: а) формально
возможны; б) реально возможны; в) невозможны. Аргументируйте свой ответ.
1) Создан вечный двигатель. 2) Из зерна пшеницы вырастет дуб. 3)
Найдено доказательство «великой теоремы» Ферма. 4) Создана мыслящая
машина. 5) Заключено соглашение о запрещении ядерного оружия. 6)
Человечество вернулось к рабовладельческому строю. 7) В стоящем на
раскаленной плите чайнике вода замерзла