Женские образы потустороннего мира

Содержание

  1. 1. Введение
  2. 2. Панночка
  3. 3. Эллис (Тургенев)
  4. 4. Гелла

Введение

Оживший мертвец является первоначальным типом сверхъестественного демонического существа, по которому народное воображание воспроизвело и все остальные. Древнейшие представления человека о мире мертвых нашли наиболее полное выражение в погребальных обрядах и традициях. Мифологические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и заговорах, песнях, быличках, сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.

Верования о загробной жизни дают представление о том, что мертвецы ведут себя подобно живым людям, с теми же чувствами, потребностями, что и при жизни. Хотя эти стремления, страсти зачастую становятся преувеличенными, опасными для живущих.

В этом обнаруживается демонизм — явление в литературе, построенное на транформации традиционных отрицательных и положительных качеств, когда отрицательный персонаж чаще всего становится ключевым героем произведения.

Такой герой восстает против установленного порядка, не похож на остальных и эгоцентричен, то есть, ориентируется на собственные инстинкты и желания. Особенно ярко это проявляется в женских демонических образах, характерных для зарубежной и отечественной литературы XIX-ХХ веков. Рассмотрим на примере таких героинь, как панночка, Эллис и Гелла.

Панночка

Если говорить об образе панночки, то в художественном пространстве гоголевских текстов нет четкой границы между бытием и небытием, миром живых и миром мертвых. В начале повести для знакомства с Хомой панночка, являсь ведьмой, приняла облик безобразной старухи в нагольном тулупе.

И затем, когда уже летела на спине незадачливого семинариста, веселилась так, как это присуще живому человеку. И, будучи живой, пострадала от побоев Хомы, наказвшего ее, несмотря на всю свою магическую силу.

Сказочным здесь является сюжет превращения избитой старухи в молодую девушку (двойственность облика ведьмы). Также мотив катания ведьмы верхом на человеке. Сама природа демонического героя не предполагает, чтобы за такое смертному не было возмездия.

Хоть при жизни, хоть по смерти, хотя в связи с этим образом понятие «смерть» условно, панночка не могла отступиться от своего. Тем более, она умела манипулировать, что присуще приходящим из мира мертвых. В данном случае манипуляция происходила через красоту.

Дочь сотника очень манила местных парубков. Так и Хоме Бруту не могла не понравиться. И в гробу она поражала своей красотой: «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог не зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз. Такая страшная, сверкающая красота!»

oPWEsm6sCHE.jpg

Страшная — потому что иллюзорная, губительная.

Мир мертвых проявляет себя так не только потому, что панночкой руководит чувство мести: в традиции русской литературы мотив ожившего мертвеца предполагает восстание после смерти человека, прожившего неправедно: если он колдовал, это уже повод для его неупокоенности.

Причиной столкновения живого и мертвого считается нарушение погребального культа: чтобы избежать конфликта с нечистой силой, необходимо произнести нужные слова или совершить определенные действия, о чем зачастую забывают. Хома не забыл, ведь он очертил себя кругом и молился: герой вынужден преодолевать силы зла, читая молитвы над телом ведьмы.

Здесь проявляется фольклорный мотив трехкратного испытания, когда семинарист должен его пройти именно три раза. Потому Брут три ночи проводит молебен над мёртвой панночкой. И с каждым разом ему все страшнее и труднее. В первую ночь его пугал только летающий гроб с ведьмой. На вторую ночь она уже «творила заклинания» и призвала себе в помощь «несметные силы», которые «бились крыльями о стёкла церкви, царапались визгом когтями о железные рамы» . После второй ночи Хома поседел. А в последнюю ночь ведьма позвала Вия, и семинарист не выдержал испытания, погиб.

Так вышло потому, что мотив смерти в повести Гоголя соотносится с мотивом познания добра и зла. Столкновение с последним — большое искушение для слабого и грешного человека, хотя он и вынужден был бороться.

!ЭТО ВАЖНО!

Писатель подводит к мысли, что смерть сильнее, даже если человек очень любит жизнь.

Если брать за основу то, что образ панночки — абстракция, здесь и проявляется персонификация, когда автор придает человеческие качества неодушевленному объекту, животному, природной силе, или абстрактному понятию.

Эллис (Тургенев)

Несколько иначе образ «демонической леди» проявляется в произведении «Призраки». Суть этой истории — показать иллюзорность существования человека и вековой «сон» истории. Сам Тургенев назвал свое произведение фантазией. Его сюжет представляет собой путешествие сквозь пространство и время персонажей повести, рассказчика и Эллис. Происходит это то ли в грезах, то ли на самом деле. При этом о герое-повествователе известно лишь одно — он интересуется спиритическими сеансами.

Вначале он относится с недоверием к возможности диалога с призраками, но постепенно верит в существование некой призрачной Эллис. После этого жизнь героя меняется: он болеет и смутно чувствует нечто страшное, что беспокоит, заставляя думать о хрупкости всего бытия. О том, что люди уязвимы перед тем, чего нельзя объяснить. Тем, что не победишь рациональностью. Потусторонний Образ Эллис не ясен, как и личность рассказчика. Она то ли блуждающая душа, то ли злой дух, сильфида, вампир. То, что Эллис, «белая женщина», приходит в свете луны, подобная туману, говорит о ее принадлежности к трансцендентальному миру.

У повествователя даже возникает мысль, что Эллис — сатана, так как она не знает, что такое Бог. Ее голос полностью отвечает представлениям древних о голосе духов: тогда считалось, что голос духа — порождение настоящего голоса, поэтому во времена античности описывали мистический диалог как шепот или шв форме шепота или шелеста. Также многое в образе Эллис подсказывает, что она вампир.

Без названия.jpg

Героиня желает напитаться жизнью, перейти из мира духов в земной мир, но ей это не удается, смерть и здесь оказывается сильнее. Подобная женская персонификация была нужна Тургеневу для реализации мысли о бренности человеческого существования, утверждения о том, что смерть — неизбежна для каждого из живущих.

Таким образом

Любая конфронтация с ожившим мертвецом побуждает живущих помнить и думать о собственной смертной природе.

Гелла

Завершает нашу тройку женских образов из мира мертвых Гелла — рыжеволосая , нарочито сексуальная девица с багровым шрамом на шее: «Всем хорошая девица, кабы не портил ее багровый шрам на шее» — так писатель представляет красавицу из свиты Воланда.

bCECgyhYxZ8.jpg

Булгаков изобразил ее вампиром, чтобы показать два облика Геллы: мертвый-живой и мертвый — истинный, уже не самый привлекательный. Об этом:

гелла.jpg

То есть, героиня представлена в двух мирах, земном и потустороннем, что характерно для ожившего мертвеца. Цель Геллы — соблазнение и служение. Выполнив свою миссию, как служанка Воланда и Маргариты, она не появляется в финале романа: в ночь разоблачения обманов Гелла может лишь окончательно умереть.

Хотя есть версия, что Булгаков забыл внести туда этот персонаж. То, петух заставляет Геллу и ее невольного сотоварища Варенуху убраться вон, отвечает той традиции, что птица возвещает восход с востока, и нечисть, боясь солнца, вынуждена исчезнуть. Так и панночка у Гоголя теряет силу, когда раздается петушиный крик. Интересно, что исследователь в своей работе отметил следующее о Гелле:

цитата.jpg

Также имя «Хелла» (Гелла) со временем стало значить собственно ад в смысле местопребывания умерших. Следовательно, через персонифицированные образы, рассмотренные в этой статье, можно сделать вывод о том, что представления о живом мертвеце в фольклоре чаще всего связаны с нечистой силой.

Наиболее узнаваемый пример — воскресшая утопленница, русалка, ведьма. Реже — вампир или призрак. В целом фольклорные жанры — предания и былички, призваны не вызвать ощущение иррационального ужаса, но утвердить мысль о том, что человек всесторонне познает мир на протяжении всей жизни.

Не можете выполнить задание по Литературе?

Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки. Размещайте свой заказ прямо сейчас!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир